Как рассказал статс-секретарь — заместитель министра обороны России Николай Панков, до 2008 года в гражданских вузах существовали только программы подготовки офицеров запаса, реализуемые в тот период времени лишь военными кафедрами.
«В 2008 году мы дозрели до очень серьезного, абсолютно нехарактерного для нашей армии решения — организовать подготовку кадровых офицеров по инженерным, технологичным, наукоемким специальностям в гражданских вузах», — отметил статс-секретарь — заместитель министра обороны, добавив, что в дополнение к военным кафедрам в гражданских вузах появились учебно-военные центры.
«В 2014 году в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин озвучил идею организации подготовки в гражданских вузах, помимо офицеров запаса, еще и солдат, сержантов, матросов и старшин запаса», — продолжил Панков.
Он добавил также, что часто говорится «применительно к этому виду подготовки как о военной службе по призыву «в рассрочку»».
И, таким образом, с 2008 года в вузах существуют две структуры — военная кафедра и учебно-военный центр, работающие в одних учебных аудиториях, на одних полигонах, на одном вооружении и военной технике.
Однако на современном этапе, по словам статс-секретаря — заместителя министра обороны, родилась идея — для всех видов военной подготовки создать в гражданских вузах единую унифицированную структуру под названием «Военный учебный центр».
«Он будет реализовывать все три программы военного обучения: подготовку офицеров запаса, подготовку кадровых офицеров и подготовку рядовых и сержантов запаса», — пояснил Панков, заметив, что такая концепция была согласована с ректорским сообществом, после чего появился законопроект, не получивший ни одного замечания.
«Есть согласование от всех федеральных органов исполнительной власти, включая министерство образования и науки (впоследствии — министерство науки и высшего образования), что особенно важно. Проект прошел общественное обсуждение, есть положительное заключение Минюста, Государственно-правового управления Президента РФ и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», — уточнил статс-секретарь — заместитель министра обороны, акцентировав внимание на том, что внесенный законопроект на самом деле нисколько не вредит военной подготовке студентов в гражданских вузах.
«Более того, мы в последние годы последовательно наращиваем объемы военной подготовки, увеличивая количество военных кафедр в гражданских вузах», — подчеркнул Панков.
В 2015 году их было 70, в 2016-м — уже 75, в 2017-м — 87, и в сентябре 2018 года на заседании Коллегии Минобороны будет рассматриваться вопрос о создании еще шести, говоря языком сегодняшнего дня, военных кафедр, если к тому времени законопроект не будет принят. И, таким образом, получится 93 военные кафедры, что ясно говорит о расширении географии военной подготовки студентов гражданских вузов.
По словам статс-секретаря — заместителя министра обороны, ректоры вузов очень трепетно относятся к военным кафедрам, уделяя пристальное внимание военной подготовке студентов.
«На военных кафедрах работают профессиональные преподавательские кадры. И у нас, заказчиков военной подготовки, нет нареканий к качеству подготовки и военнослужащих запаса, и кадровых офицеров», — отметил Панков, добавив, что 100% выпускников гражданских вузов, подготовленных для службы на офицерских должностях, идут служить и служат очень хорошо.
Кроме того, военное ведомство не видит абсолютно никакой угрозы для преподавательского состава ныне существующих военных кафедр.
«Объемы военной подготовки возрастают, и никакой угрозы для преподавателей потерять место работы абсолютно не существует. Поэтому на базе учебно-военных центров и военных кафедр и создается единая структура, единая вертикаль — военный учебный центр», — подчеркнул Панков, уточнив, что ни в одном вузе не предполагается сокращать военную подготовку студентов.
«Наоборот, количество вузов, где есть военные кафедры, только увеличивается», — конкретизировал он.
На сегодняшний день офицеров запаса в гражданских вузах обучают по 150 военно-учетным специальностям, солдат и сержантов запаса — по 90.
«Это наш кадровый заказ. Каждому вузу по каждой специальности мы даем объем подготовки», — объяснил статс-секретарь — заместитель министра обороны.
Ведомство принимает самое активное участие в создании учебно-материальной базы.
«Если мы хотим, чтобы подготовка не была профанацией, надо создавать нормальную учебно-материальную базу. Мы ничего не меняем. Мы сохраняем объемы подготовки и существующие ныне программы подготовки», — выразил позицию Минобороны Панков, дополнив, что военную подготовку в гражданских вузах сейчас проходят более 61 тысячи студентов.
«По подготовке кадровых офицеров — 10,5 тысячи, офицеров запаса — 34,2 тысячи, сержантов и солдат запаса — 16,5 тысячи», — уточнил он, заверив, что эти пропорции будут сохраняться, а объем студентов, проходящих военную подготовку, — расти.
«Мы начинали с 20 тысяч, сейчас вышли на 61 тысячу с небольшим, и в сентябре мы создадим еще шесть кафедр. Они получат наполнение», — отметил статс-секретарь — заместитель министра обороны, подчеркнув, что конкурс на военные кафедры по-прежнему остается очень высоким.
По его мнению, студент не заметит этих «переливов». Для него все останется таким же, как и прежде.
Ранее