
© AFP 2017 / Mladen Antonov
Несколько лет инвесторы жили с надеждой на то, что дешевая американская нефть, буквально затопив мировой рынок, приведет к коллапсу конкурентов — прежде всего России и стран ОПЕК, — после чего американские компании смогут заработать просто баснословную прибыль.
Ставка вполне могла сыграть: опыт Ливии показывал, что в случае дезинтеграции государства нефтяная добыча пострадавшей страны будет восстанавливаться очень долго или не восстановится полностью вообще никогда. Если вспомнить прогнозы американских экспертов образца 2014 года, то в них не только фигурировали, но и смаковались сценарии, в которых резкое падение цен на нефть, совмещенное с жесткими антироссийскими санкциями, приводило к коллапсу российской государственности. Аналогичные варианты развития событий обсуждались в контексте кризиса в Саудовской Аравии. Несколько лет американские сланцевики работали (и теряли деньги) под лозунгом «все умрут, а я останусь», но Россия в очередной раз отказалась соответствовать западным ожиданиям.Вышеизложенная версия может кому-то показаться конспирологичной, но единственным альтернативным объяснением поведения сланцевых инвесторов США является версия о том, что они все — коллективно — страдают финансовой безграмотностью и были готовы годами терять серьезные суммы просто так.
Что же, у игроков финансового рынка иногда случаются приступы массового безумия. Но они всегда происходят в условиях взрывного роста цен, а акции сланцевых компаний Америки за последние годы потеряли около трети своей стоимости, если судить по данным FactSet, на которые журналисты The Wall Street Journal. В этом контексте версия о том, что американские сланцевики занимались сознательным демпингом с геополитическим подтекстом и прицелом на ликвидацию иностранных конкурентов, выглядит гораздо убедительнее.
В преддверии осенних переговоров по продлению сделки «ОПЕК+Россия» американские «сланцевые бароны» собрались для того, чтобы подсчитать убытки и придумать новую стратегию. По подсчетам консалтинговой компании Evercore ISI, нефтяные компании потратили на 280 миллиардов долларов больше, чем они получили от своих сланцевых операций. Сумма, в которую американской нефтяной отрасли обошлась ценовая война с Россией, не может не поражать воображение. Для сравнения: 280 миллиардов долларов — это ценовой эквивалент 21(!) современного американского авианосца, таких как «Джеральд Р. Форд», которые стоят по 13 миллиардов долларов за штуку. Можно провести и другую параллель: 280 миллиардов долларов — это примерно три долларовых номинальных ВВП Украины за 2016 год.
Такое изменение настроений «сланцевых баронов» является хорошей новостью для нефтяного рынка. Если американские сланцевые компании начнут работать ради прибыли, а не неограниченного увеличения добычи, один из главных факторов, сдерживающих рост цен на нефть, в обозримой перспективе просто исчезнет. Как отмечают журналисты США, это может привести к тому, что участники сделки «ОПЕК+Россия» добьются решительной победы в борьбе за сокращение американской сланцевой добычи.
Отсрочить поражение сланцевой индустрии Америки могут несколько факторов. Возможно, среди «сланцевых баронов» найдутся штрейкбрехеры, которые попытаются вести ценовую войну до конца. Может, часть сланцевых компаний окажутся «нереформируемыми», и инвесторам придется их для начала обанкротить, что потребует дополнительного времени. Но самый серьезный риск для сговора «сланцевых баронов» заключается в том, что их позиция может сильно не понравиться вашингтонским политикам. По формальным признакам сентябрьская конференция в Нью-Йорке вполне подходит под определение картельного сговора, а в условиях царящей в Штатах антироссийской истерии есть вероятность, что, помимо обвинений в создании нефтяного картеля, «сланцевым баронам» предъявят еще и обвинение в работе на Кремль. Американской прессе очень понравится сюжет о том, как «двенадцать друзей Путина создали нефтяной картель против интересов США».Остается выяснить, сможет ли богатство американских нефтяников защитить их от гнева политического истеблишмента Соединенных Штатов Америки.


