«По результатам совещания получено консолидированное мнение по минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за особый характер работы членам летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации – 7 (семь) календарных дней, с дальнейшим обсуждением с общественными партнерами его предоставления», —
В настоящее время право на дополнительный отпуск членам летных экипажей определено Приказом Министерства гражданской авиации СССР № 50 от 13.03.1986 года. Пилот имеет право на 28 дней основного отпуска и от 7 до 42 дней в зависимости от налёта в год. Еще в 2012 году глава «Аэрофлота» Виталий Савельев говорил, что советский нормативный акт «разрабатывался для предыдущего поколения воздушных судов, пилотирование которых требовало больших физических и эмоциональных нагрузок.
В настоящее время в гражданской авиации России эксплуатируются современные воздушные суда с высокой степенью автоматизации управления». Теперь же российские авиакомпании кивают в сторону Запада: мол, там отпуск всего 40 дней.— Любые изменения должны быть обоснованы медицинскими исследованиями! А лётная среда не изменилась, радиация не изменилась, смена часовых поясов никуда не делась и т.д. – считает президент Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игорь Дельдюжов.
Комментируя «Солидарности» ситуацию с отдыхом пилотов, он говорит, что даже сейчас, при 70 днях отпуска (28 дней основного и 42 дня дополнительного) российские пилоты отдыхают в год меньше, чем пилоты любой иностранной авиакомпании:
— Имея дополнительный отпуск за особый характер работы, пилоты суммарно отдыхают от восьми до двадцати четырех дней меньше, чем работники, работающие по пятидневке в допустимых условиях труда. Кроме этого работодателями часто используется сокращенный отдых между полетными сменами. Все это приводит к накоплению кумулятивной усталости и появлению в молодом возрасте хронических заболеваний. А усталый и больной пилот — угроза безопасности полетов.
Игорь Дельдюжов приводит в пример корейскую авиакомпанию Koreanair, где работают российские пилоты. Там им положен отпуск 24 дня, плюс ежемесячно девять выходных дней подряд, чтобы они могли посетить семью, плюс три дня на дорогу. Кроме того, в те 18 дней, что пилот находится на дежурстве, у него есть 2-3 выходных дня, что дополнительно добавляет 20-30 дней отдыха в год. Итого получается 176-186 дней отдыха в год. Похожая ситуация и в китайских авиакомпаниях. Летчик там не работает около 172 дней в году. Тогда как в России пилот отдыхает лишь 112 дней в году!
— Даже ныне существующая система отпусков и выходных в нашей стране неконкурентна с зарубежными. Наши пилоты отдыхают на 50-60 дней в год меньше, чем пилоты зарубежных компаний. Поэтому сокращение дополнительного отпуска у пилотов в России приведет к еще большему оттоку в азиатские авиакомпании, — уверен Игорь Дельдюжов.
Он считает, что подобное предложение служит лишь одной цели: еще большей экономии авиакомпаний на фонде оплаты труда пилотов. Однако уже сегодня по данным Росавиации российским авиакомпаниям не хватает 337 пилотов. А в 2018 году «Аэрофлот» собирается брать еще 42 самолета.
— Если все они будут ближнемагистральными, то 900 человек надо принять на работу. А откуда их взять? Дефицит возрастет еще больше, — сетует Игорь Дельдюжов. — Мы же страна с вековым опытом подготовки летного состава в отличие, например, от Китая. У нас хорошо поставлена подготовка летного состава, нельзя это бросать. Нам надо столько выпускать летного состава, чтобы обеспечивать себя и экспортировать рабочую силу. В ближайшие 15-20 лет понадобятся сотни тысячи летчиков, проводников. Мы можем экспортировать не только нефть и газ, но и высококвалифицированных рабочих, которые будут деньги привозить сюда.
Напомним, что ранее работодатель уже пытался сократить дополнительный отпуск, но Шереметьевский профсоюз летного состава отстоял в Верховном Суде РФ право пилотов на него.