Считается, что армия, защищающая свою землю, оберегающая кров и семьи от нападения, сражается значительно лучше, она более мотивирована на победу, чем армия агрессора. В этом факте, между прочим, скрывается и тайна российских побед. Мы всегда воюем за свое и никогда – за чужое. Даже при расширении территории нашей страны мы все равно воевали за свое.
Когда территория нашего государства в итоге увеличивалась, речь шла об обороне и защите того, что мы имели. Казань Иван Грозный брал не потому, что этот город был ему крайне необходим, не для «порабощения» татарского населения Поволжья, а из-за того, что постоянные набеги на территорию тогдашнего Российского государства делали невозможным его спокойное развитие. Поход Ивана Грозного на Казань не был завоевательным.
С 1055 по 1462 год, по расчету историка С.М. Соловьева, Россия перенесла 245 нашествий, причем 200 нападений были совершены в период между 1240 и 1462 годами. Набеги происходили почти каждый год! С 1365 по 1893 год, за 525 лет, Россия воевала 305 лет.
В середине XVI века в Казанском ханстве насчитывалось около 100 000 русских невольников, а «промысел» захвата людей являлся важной статьей экономики этого государства, принося хороший доход. Ведь эти 100 000 были лишь частью угнанных в рабство, жили в самом ханстве, а многих других продавали дальше.
В основном – в Крым, где на месте современной Феодосии, а тогда города Кафа, существовал крупнейший невольничий рынок, откуда людей вывозили в Османскую империю. После того как в Казани к власти в результате переворота пришла ветвь крымских ханов, отношения Москвы и Казани резко ухудшились. В 1521 году Россию опустошили два брата – Махмет Гирей (крымский) и Саип-Гирей (казанский). В 1537 году казанский хан Сафа-Гирей, будучи крымским царевичем, совершил набег на восток и северо-запад Московского царства, а именно Муромскую и Костромскую землю. В итоге осенью 1552 года Казань была взята штурмом, и власть от хана Едигера перешла к Ивану Грозному.Здесь нужно расставить точки над i, чтобы пресечь спекуляции «о кровавом московском режиме». В 1552 году в штурме Казани со стороны Ивана Грозного участвовали: русские формирования (около 50 тыс.), касимовские татары во главе с Шир-Али (30 тыс.), астраханские татары во главе с царевичем Кайбуллой (20 тыс.), московские, нижегородские и казанские татары (10 тыс.), ногайцы (3 тыс.), мещеряки (5 тыс.), чуваши под командованием князя Шептаха (4 тыс.), мордвины во главе с Еникеем Тенниевичем Кугушевым (от 7 до 10 тыс.), черкесы, то есть адыгейцы, и кабарда во главе с Темрюком Идаровым (10 тыс.), черемисы и вотяки под командованием Акларса и сотника Тугая (10 тыс.), немецкие, польские и английские наемники (10 тыс.).
Татар, штурмовавших Казань, было больше, чем татар, ее защищавших. Типичная феодальная война того времени, где две многонациональные силы, имеющие одинаковую или почти одинаковую легитимность, оспаривают престол, опираясь на геополитические интересы других держав.
Зная эту русскую особенность – самоотверженно сражаться за свое так, чтобы прогнать любого врага, малые народы считали за благо переходить под сень российского флага и под руку русского царя. Грузия, добровольно входя в состав России по Георгиевскому трактату, делала это потому, что знала одну неоспоримую вещь. Есть только одна сила в мире, которая будет сражаться с Турцией и Персией за территорию Грузии как за собственную, а за грузинский народ – как за свой народ. Это Россия. Более никто не будет воевать за грузин как за самих себя. Договоришься с Британской империей о поддержке – могут поддержать. Будут защищать – британские интересы в регионе и использовать как форпост защиты британских (не грузинских!) интересов. Но что такое интересы Британии? Завтра в ее интересах будет сдать Грузию персам. Или просто разделить ее на части, как англосаксы сделали с вполне лояльной им Югославией или Ливией. Так выгоднее, так прибыльнее. Так надо. И все – нет Грузии. Никогда англосаксы, французы, немцы или китайцы не будут сражаться за другую территорию как за свою собственную. Только русские способны на это. Отсюда, кстати, и полное равенство народов внутри Русской цивилизации. Земля становится достоянием всех в равной степени, и все эту землю начинают защищать как свою. Если кто-то вошел в состав Русского государства, то русские считают его равным себе, считают собой и готовы сражаться «как за себя»…
В 1480 году тогдашняя «Московия», то есть Россия, сбросившая иго, имела население в 2,1 млн человек. Это было в пять раз меньше Австрии, в два раза меньше Англии, в четыре с половиной раза меньше Испании и в девять раз меньше Франции.