
Фотография: / Евгений Павленко / Коммерсантъ
Когда против «Русала» были введены санкции, то десятки, если не сотни компаний запаниковали. Это одно из крупнейших предприятий, влияющий на рынки алюминия по всему миру: в 2016 году активы корпорации оценивались в $14,5 млрд, на «Русал» работает 72 тысячи человек.
Получилось, что спасением российского предприятия занялись, казалось бы, главные геополитические противники Москвы — страны ЕС. Мы попытались понять: как Ангела Меркель и другие европейские лидеры расставляют приоритеты.Зато Россию оба, казалось бы, осуждают: вводят санкции, высылают дипломатов, ограничивают возможности.
Но есть деталь: оказалось, что Россия — не Северная Корея. Ее ресурсы нужны Европе — и тут заговорил бизнес.Так совпало, что как раз на днях американский Минфин выступил с неожиданным заявлением: компанию «Русал» готовы исключить из санкционного списка, если от нее откажется владелец — Олег Дерипаска.
Министерство финансов США,
заявление
«Правительство США не ставит перед собой цель нанести удар по трудолюбивым людям, зависящим от UC Rusal и ее дочерних компаний»
Судьба добросовестных работников «Русала», которая так озаботила американский Минфин, на самом деле второстепенна. А первостепенна — судьба европейских предпринимателей, ведь именно они беспокоят Ангелу Меркель и, как следствие, американское правительство. По данным Wall Street Journal, безопасность германских предприятий, зависящих от российских поставщиков, — одна из главных тем рабочей встречи в американской столице.
Андреас Метц,
Восточный комитет немецкой экономики
«У Европы эти новые санкции США понимания не вызывают. Есть четкое ощущение, что вызваны они внутриполитической ситуацией в Америке. Эти планы с ЕС никто и не согласовывал, и для нас они стали сюрпризом. Так что в немецкой, в европейской экономике за таким развитием событий наблюдают с большой тревогой. Почему, если мы с США — партнеры, они действуют поверх наших голов, невзирая на интересы Германии и Европы? У нас, в целом, около пяти тысяч немецких компаний, так или иначе работающих в России. Если негативные последствия от этих санкций действительно появятся, от проблем с финансированием проектов до ухудшения конъюнктуры — рубль вот на новые санкции уже отреагировал! — то это коснется и каждого из этих немецких предприятий»
45 президент США считает себя очень эффективным бизнесменом, специалистом по хорошим сделкам. Он даже книгу такую написал — «Искусство сделки». В Вашингтоне бытует мнение, что жонглирование экономиками разных стран мира — это именно то, чем Трампу интересно заниматься. Азарт велик: он затевает торговую войну с Китаем, вводит пошлины на алюминий и сталь, задевает тем самым партнеров по Евросоюзу. Подумав, временно отменяет пошлины для европейцев. Но дедлайн (первое мая) совсем близко. Миссия Меркель в Вашингтоне — убедить американского президента: с Европой он вполне может рассчитывать на хорошие сделки.
Андреас Метц,
Восточный комитет немецкой экономики
«Давайте не будем продолжать раскручивать эту спираль взаимных санкций, а сделаем ставку на расширение диалога, в том числе, с нами, с Европой. Диалога о том, как, наконец, остановить эту гонку взаимных санкций»
Дональд Трамп проявлять гибкость готов. Европа — все-таки не Китай, который, по мнению президента США, «насилует экономику Соединенных Штатов», лишает рядовых американцев работы и дохода. Что же касается санкций против российских корпораций, санкций, которые могут ударить по партнерам в Старом Свете, то Америка наверняка подумает. В конце концов, Трамп никогда не хотел всерьез ссориться с Путиным. Об этом осведомлен Конгресс — в июле прошлого года законодатели ограничили возможности главы государства: Трамп без их одобрения отменить антироссийские санкции не может.
Ян Техау,
эксперт Фонда Маршалла
«Совершив аннексию Крыма, спровоцировав эскалацию на востоке Украины, Россия перешла запретную черту. Так что в результате даже те страны Западной Европы, кто, как Германия, прежде прислушивались к России, сказали Москве: «Хватит!» И в этой позиции не изменилось ничего»
И все же, почему столь непредвзятые профессионалы выбирают одну компанию, а не какую-нибудь другую? Вероятно потому, что «Русал» — главный поставщик алюминия на европейский рынок. Без продукции компании могут остановиться, к примеру, Airbus, BMW и Volkswagen. Пострадают и американские компании: для того, чтобы переориентироваться на других поставщиков, говорят эксперты, западным производителям может понадобиться целый год, а это огромные убытки.
Брайан О’Тулл,
аналитик Atlantic Council
«Самое прекрасное в отделе санкционной политики Министерства финансов — это то, что в нем нет ни одного политического назначенца. Это больше 200 человек и вплоть до руководителя никто из них не является политическим назначением, все они — государственные служащие. Это указывает на то, что там собрались сугубо профессиональные люди, которые при республиканцах и при демократах работают с одинаковой эффективностью»
Торг уместен, даже когда все понимают, что санкции вводятся за дело. И опять же, какие санкции. С середины марта 2014 года Россию последовательно исключают из круга избранных стран: «Большая восьмерка» становится семеркой, российская делегация лишается права голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы, приостанавливаются программы взаимодействия в целом ряде сфер. Москва вводит контрсанкции, начинается эпопея с импортозамещением, попытки производить свой собственный хамон… Но в целом, по мнению экономистов, санкции значительного эффекта не произвели. Не запретили же экспорт нефти — как в свое время Ирану. Вот это было бы равносильно катастрофе. А так…
Андреас Метц,
Восточный комитет немецкой экономики
«Под ударом оказывается вся экономика сразу: экспорт, торговля, производство в России, инвестиции — от логистики и ритейла до машиностроения и любых других отраслей! Вот почему тот факт, что под санкции подпадает и финансирование проектов с Россией — это особенно критично»
Андрей Нечаев,
экс-министр экономики России
«Пока эти санкции носят символический характер. Но я в данном случае как раз и рад этому. Потому что я когда-то в конце 1991 года вместе с коллегами получил уже на руки разрушенную страну и разрушенную экономику. И я как патриот своей страны не хочу, чтобы это повторилось еще раз. Потому что в конечном итоге пострадают не обитатели Кремля — пострадает российское население»
Пока же страдают конкретные, очень богатые россияне: такие как Олег Дерипаска, Вексельберг, Костин, Миллер. Эксперты, консультирующие чиновников в Вашингтоне, говорят, что в этом и состоит задача — минимизировать ущерб в масштабах России, но поставить под угрозу состояние самых влиятельных. Ведь именно олигархи теряют миллионы, размещенные в американских банках, теряют виллы. Теряют, наконец, визы. По задумке эти влиятельные граждане могли бы обратиться к президенту Путину с просьбой развернуть внешнюю политику его страны.
Джил Зайно,
политолог
«Если целью санкций было, к примеру, повлиять на политику Путина в отношении Сирии и Асада, то я не знаю, видим ли мы какой-то результат. И тут мы все должны хорошо подумать: в условиях, когда ограничительные меры против России влияют на мировые рынки и работу предприятий по всему миру — в том числе и у нас в Америке — стоит ли игра свеч. Ведь ясно, что ты нацеливаешься на одну страну, а по пути бьешь по другим, совершенно невинным государствам. И это смягчение, которое мы наблюдаем в эти дни, я думаю, оно продолжится. И Русал — это только начало»
Вечером 27 апреля стало известно, что он