На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я Русский

5 подписчиков

Печаль варшавянки. Почему в Польше не рады освобождению от фашизма?

Советский и польский солдаты водружают знамя победы. Варшава, январь 1945 года. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. © / РИА Новости

17 января 1945 г. части Красной армии вошли в Варшаву, отбросив на запад нацистские войска.

За последние годы и в школьных учебниках, и на уровне парламента и правительства Польши неоднократно высказывалось: дескать, ничего хорошего освобождение от фашизма польскому народу не принесло, «просто одна тирания сменилась на другую».

«Поляки исчезли бы совсем»

— Такие утверждения — элементарный бред, — считает обозреватель еженедельника Nie! Мачей Вишневский. — Если бы не русские, исчез бы и сам польский народ. Всего за 6 лет оккупации гитлеровцы убили 6 миллионов поляков. Не спорю, советская армия принесла с собой строй, который часть людей принять не хотели. Но для меня важно другое: благодаря этому событию перестали работать печи и газовые камеры Освенцима. Увы, сейчас модно вместо благодарности напоминать о вине Советского Союза в разделе Польши в 1939 г., о расстреле офицеров в Катыни и установлении в нашей стране коммунистического режима. Я ничуть не удивлюсь, если политики Польши начнут скоро утверждать: Вторую мировую войну начал СССР, а вот немцы — культурные люди, строили школы и детские сады, при них был настоящий порядок.

И действительно, с каждым годом в Польше всё меньше и меньше людей знают о том, что произошло 17 января 1945 г. Это результат новой исторической политики польского государства — освобождение от нацистов стало принято называть «оккупацией». У Польши новый «большой брат» — США — и новый враг — Россия. А о врагах следует говорить плохо. В телепередачах больше внимания «достаётся» не 1 сентября 1939 г.

, дню вторжения Германии в Польшу, и зверским бомбардировкам Варшавы, а 17 сентября, когда Красная армия взяла под контроль Западную Белоруссию и Западную Украину.

Великая Отечественная война. Бронепоезд Илья Муромец ведет бои за Варшаву

Великая Отечественная война. Бронепоезд «Илья Муромец» ведет бои за Варшаву. Фотография 1944 года. Фото: РИА Новости/ Георгий Зельма

«Всегда виноват СССР»

В крахе Варшавского восстания в августе — октябре 1944 г. тоже винят Советскую армию. «Плохие русские не пришли к нам на помощь, поэтому было разрушено 70% города, погибло 200 тыс. мирных жителей». Восстание было поднято без предупреждения и имело цель срочно провозгласить в Варшаве власть эмигрантского правительства перед приходом Красной армии — но кому интересно знать правду? Во всём, что в Польше было плохого, отныне виноват СССР. К счастью, не все поляки верят пропаганде. «Вы видите эти дома, оформленные под старину? — спрашивает меня 52-летний преподаватель Казимеж Марек, прогуливаясь со мной по центру польской столицы. — Варшава лежала в руинах, но Советский Союз прислал сюда инженеров, стройматериалы, технику, строителей — и весь город воздвигли заново руками русских. Грех такое забывать». В 2011 г. под предлогом строительства метро с Вильнюсской площади Варшавы демонтировали памятник воинам Советской армии, извест­ный как «Четверо спящих». В канун 70-летия освобождения столицы националисты начали протестовать против возвращения монумента — разбрасывали листовки, проводили митинги. Однако стоит особо отметить: у варшавян с головой всё в порядке — согласно соцопросам, большинство жителей города выступили за возвращение памятника об­ратно.

Мирные жители Варшавы и бойцы Красной Армии. Освобождение Польши. Великая Отечественная война 1941-1945 годов

Мирные жители Варшавы и бойцы Красной Армии. Освобождение Польши. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Фото: РИА Новости

— На Польской земле осталось лежать 650 тыс. советских воинов, — говорит Киприан Дарчевский, известный публицист и политический обозреватель. — Следует смотреть на них как на простых людей, молодых парней, которые пошли на смерть не с мечтой установить у нас тиранию, а с искренним желанием освободить Польшу от нацистских оккупантов. Лично я выступаю за то, чтобы поляки чтили их память, относились к ним с благодарностью и уважением. Сейчас слышатся голоса: да мы бы и сами могли выбросить немцев из Варшавы, без помощи русских!.. Ну-ну. Стоит посмотреть польское кино, чтобы понять, какой «грозной» силой мы являлись: у нас был разведчик Ганс Клосс, а также четыре танкиста и собака… Неужели трудно просто сказать русским спасибо?

Трамваи без «унтерменшей»

За время нацистской оккупации Польша потеряла 21,4% своего населения. На период 1939-1945 гг. страну расчленили: западные области присоединили к Третьему рейху (направив туда 2 миллиона немецких переселенцев), а в восточных учредили генерал-губернаторство рейхсляйтера Ганса Франка. Колонистам передали лучшие земли и дома, конфисковав их у местных жителей, которых сотнями тысяч выгоняли на улицу. Поляки считались «унтерменшами», нацией второго сорта, — они не могли даже ездить в одних и тех же трамваях с арийцами. Именно на польской территории работали самые страшные концлагеря СС в истории человечества — Освенцим, Треблинка, Майданек. Немцы разрушили почти 40% зданий, треть населения осталась без крова. Разве это лучше того, что было потом? Конечно, расстрел НКВД тысяч польских офицеров в Катыни является ужасным преступлением (и СССР, и впоследствии Россия принесли за это польскому народу официальные извинения). Да, на 45 лет в Польше установили режим, который и для нас самих не был пряником. Но поляков никто не уничтожал как нацию, их страна была независимым государством, пусть и под влиянием «большого брата» в Москве. Республику подняли из руин в кратчайшие сроки на советские деньги. Однако на сей факт в современной Польше предпочитают попросту закрывать глаза.

«Многие люди в возрасте помнят рассказы родителей, 17 января 1945 г. встречавших русские танки с цветами, — рассказал Мачей Вишневский. — Не судите обо всех поляках по нашим политикам и прессе». Приехав на кладбище-мавзолей советских воинов, я встретил там старую варшавянку. Печальная женщина лет 80, опираясь на палку, подошла к обелиску и положила туда гвоздики.

— Спасибо, пани, — сказал я по-польски.

— Это русским спасибо, — ответила она, угадав мой акцент.

Засучив рукав пальто, женщина показала мне плоский шрам выше запястья. Я всё понял без слов. Такой след обычно оставался после того, как сразу после войны освобождённые узники Освенцима «стирали» татуировку с лагерным номером…

Источник

Ссылка на первоисточник
наверх